.

По вопросам регистрации:

(985) 315-05-05

(915) 040-71-00

(495) 221-39-21

(495) 623-01-29

Telegram
ВКонтакте
YouTube
RUTUBE

Экзамен для аудиторов

Подписка на новости

.

Официальный сайт «Единой Аттестационной Комиссии»

Обсуждение новой модели квалификационного экзамена 2020.

Уважаемые коллеги!

На общественное обсуждение предлагается Проект модели квалификационного экзамена 2020 и определение подходов к обоснованию областей аттестации; выбор компетенций, необходимых аудитору; обоснование уровней, модулей и форм проведения экзамена.

Просим направлять свои предложения и замечания по проекту на электронный адрес eak@eak-rus.ru до 26 октября 2017 года.

Проект модели экзамена 2020

Соответствие областей знаний и областей аттестации

Раскрытие компетенций по областям аттестации

Презентация модели экзамена 2020

Проект модели квалификационного экзамена 2020

Терминологический словарь с учетом специфики аудиторской деятельности

Экзамен – это измерение и оценка профессиональной компетентности, достигнутой претендентами в процессе обучения, повышения квалификации и опыта практической работы в сфере аудиторской деятельности в соответствии с установленными законодательством квалификационными требованиями к профессии.

Квалификация - совокупность компетенций, характеризующих объем профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также профессиональных ценностей, которыми должен обладать аудитор для выполнения своих профессиональных задач.

Компетенция — это комплекс знаний, умений и навыков, представленных в виде уровневого описания требований к претенденту на получение квалификационного аттестата аудитора, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Карта компетенций — документ, в котором определены профессиональные требования к уровню квалификационных характеристик и степени владения ими претендента применительно к выполнению конкретных профессиональных функций.

Компете́нтность — наличие достаточных компетенций, необходимых для осуществления аудиторской деятельности на профессиональном уровне, соответствующем установленным требованиям в данном виде деятельности.

Уровень аттестации - степень квалификационного соответствия, установленного для проверки освоения областей компетенций по определенным модулям.

Область аттестации - область компетенций, которыми должен владеть претендент.

Модуль — набор подлежащих освоению компетенций в виде знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать претендент, являющийся составной частью более общей функции. Каждый модуль оценивается отдельно, и в совокупности со всеми модулями одного уровня формирует понимание соответствия претендента установленным требованиям соответствующего квалификационного уровня.

Тема – составная часть, детализирующая содержание Программы по области аттестации или модулю.

Знания – объекты проверки результатов освоения тем в рамках модулей. На основе знаний вырабатываются умения и навыки, умственные и практические действия, в результате чего формируется компетентность претендента; знания также являются основой нравственных и организационных компетенций и профессиональных суждений.

Умение - усвоенный способ выполнения определенных действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний.

На́выки — опыт применения знаний и умений по установленным областям аттестации аудитора, полученный в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Общие положения

Приоритеты стратегического развития страны в условиях высоких политических и экономических рисков требуют развития аудиторской деятельности в Российской Федерации в направлении повышения общественной значимости данной отрасли и профессии аудитора. В целях повышения качества аудита в России с 2017 года осуществлен переход на Международные стандарты аудита, реализуется государственная задача совершенствования квалификационного экзамена в соответствии с международными стандартами образования МФБ (МСО), а также на основе опыта наиболее признанных аттестационных систем, включающих присвоение квалификации аудитора. Совершенствование квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора связано с постепенным переходом от модели, ориентированной в основном на проверку знаний, к компетентностно-ориентированной модели, и в этой связи на дальнейшее сближение и гармонизацию с зарубежными профессиональными аттестациями, основанными на принципах международных стандартов образования в данной сфере.

В основу новой модели положен уровневый, компетентностно - ориентированный подход, основанный на международных стандартах образования в данной сфере и европейских стандартах бизнес-образования. Экзамен также предполагает модульную систему, при которой область компетенций аудитора на каждом уровне аттестации выступает в виде самостоятельного экзаменационного модуля.

АНО ЕАК разработаны карты компетенций аудитора на основе международных стандартов образования МСО 1-8 МФБ с учетом требований российского и международного профессионального рынка работодателей и потребителей аудиторских услуг, в том числе, систематизированных в профессиональном стандарте «Аудитор». АНО ЕАК определены области аттестации аудитора, исходя из принципов соответствия областям знаний, установленным Советом по аудиторской деятельности Минфина России, рекомендациям МСО МФБ, а также оптимальности затрат на организацию и проведение экзамена и финансовой возможности для претендентов.

Экспертами – разработчиками АНО «ЕАК» выделены уровни аттестации, на каждом уровне предложен состав модулей проверки и оценки технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, а также формы их оценки и распределение проверяемых компетенций.

Обоснование подхода к описанию компетенций аудитора

При выборе способа описания компетенций аудитора, в первую очередь, учитывалась поставленная цель обеспечения соответствия квалификационного экзамена международным стандартам образования в данной сфере и проведена граница между двумя разными процессами: обучением и оценкой.

В соответствии с МСО 5 оценка – это измерение профессиональной компетентности, развитой через обучение и развитие. Были проанализированы подходы, приведенные в МСО, и практика описания компетенций, используемая в международных квалификациях. В частности, в МСО 2-4 применяется принцип указания результатов обучения по каждой из областей аттестации через описание совокупности действий. Соответственно, в международных квалификациях описание основных знаний и навыков также производится в совокупности через способность к конкретным действиям на практике (АССА, ICAEW, CIMA). Данный подход изначально нацелен на демонстрацию умений и навыков претендентов.

Для нового экзамена взяты за основу принципы МСО и, соответственно, использован способ описания компетенций как знаний, умений и навыков в совокупности, без выделения отдельных составляющих, в отличие от образовательных программ, где виды компетенций конкретизированы (отдельно знания, умения, навыки), и детализированы. Например, вузы в учебных планах образовательных программ расшифровывают отдельно знания, умения и навыки для отслеживания взаимосвязи теоретической и практической составляющих программы обучения.

Таким образом, при разработке карт компетенций были учтены результаты обучения по областям аттестации, приведенные в МСО 2-4, а также МСО 8 в разрезе технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений. Для целей квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора эти компетенции были детализированы и углублены. Кроме того, МСО допускают расширение результатов обучения и установление дополнительных компетенций в зависимости от специфики выполняемой деятельности. При описании компетенций использовался и опыт международных квалификаций.

Подход к выделению уровней аттестации

Приближение к международным квалификациям и ориентир на компетентностную оценку претендентов предполагает решение вопроса об установлении уровней квалификации в рамках экзамена. В частности, в МСО описаны три уровня профессиональной квалификации в зависимости от роли и специализации профессионального бухгалтера:

  • Базовый;
  • Промежуточный;
  • Продвинутый.

Предлагаемые уровни отличаются задачами, решаемыми на каждом уровне, полномочиями и ответственностью. Аналогично в преобладающем большинстве международных квалификационных систем также предусмотрен не один, а несколько уровней аттестации.

Предлагаемая модель, базируясь на описанных выше принципах, предусматривает 3 уровня аттестации (таблица 1).

Таблица 1

Уровень Характеристика, предмет оценки Различия в уровнях
Базовый Проверка начальных компетенций для входа в профессию. Может предусматриваться система зачетов для претендентов, имеющих профильное образование Понимание основ и применение базовых знаний по модулям на практике. Низкий уровень сложности и неопределенности, способность решения типовых задач под руководством
Профессиональный Оценка профессиональных компетенций по областям знаний (модулям) Глубокое понимание областей знаний, применение их на практике при решении вопросов среднего уровня сложности и неопределенности.
Способность самостоятельного решения задач в разрезе модулей
Продвинутый Комплексная оценка профессиональной компетентности, дающая право на получение квалификационного аттестата аудитора Способность совмещать компетенции из разных областей знаний, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА

При описании компетенций и уровней экзамена помимо международной практики, учитывались положения профессионального стандарта «Аудитор» в части распределения полномочий и ответственности между работниками, имеющими и не имеющими квалификационный аттестат аудитора в части требований к знаниям и умениям в зависимости от уровня квалификации специалиста.

В профессиональном стандарте «Аудитор» описаны 3 уровня компетентности работников аудиторским компаний:

4 – Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

6 - Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью;

7 - Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий.

Таким образом, и в профессиональном стандарте «Аудитор» заложена трехуровневая иерархическая система профессиональных требований работодателей к компетентности аудиторских кадров.

Модульная структура экзамена по уровням аттестации

В таблице 2 представлен проект модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, включающей 6 экзаменационных областей аттестации. Вопросы профессиональных ценностей, этики и отношений интегрированы во все области аттестации, в каждый экзаменационный модуль и на каждом уровне. Наличие нескольких уровней аттестации означает поэтапный (уровневый) подход к оценке глубины знаний и умений по различным областям аттестации и модулям. Для понимания разницы между уровнями используются отличные названия модулей, относящихся к одной области аттестации, в зависимости от уровня экзамена, а также уточнения компетенций для разных уровней в разрезе различных модулей.

Таблица 2

Области аттестации аудитора, перечень модулей по уровням аттестации, формы экзамена (проект)

Области аттестации аудитора Укрупненное содержание Базовый уровень
(компьютерное тестирование)
Профессиональный уровень
(письменный экзамен)
Продвинутый уровень
(комплексная ситуационная задача)
Бухгалтерский учет и отчетность Основы бухгалтерского учета, законодательство РФ о бухгалтерском учете, финансовый учет, МСФО, математика и статистика, информационные технологии в бухучете Основы бухгалтерского учета Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность Квалификационная работа
Аудиторская деятельность законодательство РФ об аудиторской деятельности, МСА, профессиональная этика и независимость аудитора, математика и статистика, информационные технологии в аудите Основы аудиторской деятельности Выполнение заданий
Право гражданское законодательство РФ, трудовое законодательство РФ, законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве), законодательство РФ о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Основы законодательства Российской Федерации Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Налогообложение налоговое законодательство РФ, особенности налогообложения различных типов хозяйствующих субъектов Основы налогового законодательства Российской Федерации Налоги и налоговое администрирование
Анализ бизнеса общая экономическая теория, макро- и микроэкономика, финансы, основы финансового менеджмента и управленческого учета, бизнес-планирование, ситуационный и стратегический анализ, финансовый анализ, математика и статистика, информационные технологии Финансы и финансовый анализ Анализ и оценка эффективности бизнеса
Риск-менеджмент управление, управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль, математика и статистика, информационные технологии - Управление рисками

Представленный проект модели экзамена разработан с учетом рекомендаций, сформулированных в проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренном Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 года (Протокол № 23), Дорожной карты «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов» (пункт 7.3 Совершенствование порядка подготовки отдельных специалистов финансового рынка). Кроме того, в них учтены комментарии, полученные в ходе профессионального обсуждения в период с ноября 2016 года по настоящее время. В таблице 3 представлена увязка модели квалификационной аттестации аудиторов с МСО МФБ.

Таблица 3

Проект модели квалификационной аттестации аудиторов-2020 по областям аттестации и его увязка с МСО МФБ

Области аттестации аудитора, их обобщенное содержание и модули по уровням аттестации Компетенции, соответствующие МСО МФБ

Бухгалтерский учет и отчетность:

Базовый уровень - Основы бухгалтерского учета (тестирование, возможен зачет)

Профессиональный уровень - Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность (письменная работа)

Продвинутый уровень - Квалификационная работа в форме комплексной ситуационной задачи

Техническая компетентность (МСО 2,8):
а) Финансовый учет и отчетность
h) информационные технологии

Профессиональные навыки (МСО 3, 8):
a) Интеллектуальные
b) Межличностные и коммуникативные отношения
c) персональные
d) организационные.

Профессиональные ценности, этика и отношения (МСО 4,8):
a) профессиональный скептицизм и профессиональное суждение
b) этические принципы
c) приверженность интересам общественности

Аудиторская деятельность:

Базовый уровень - Основы аудиторской деятельности (тестирование, возможен зачет)

Профессиональный уровень - Выполнение заданий (письменная работа)

Продвинутый уровень - Квалификационная работа в форме комплексной ситуационной задачи

Техническая компетентность (МСО 2):
e) аудит и уверенность
f) управление, управление рисками и внутренний контроль
h) информационные технологии

Профессиональные навыки (МСО 3, 8):
a) Интеллектуальные
b) Межличностные и коммуникативные отношения
c) персональные
d) организационные.

Профессиональные ценности, этика и отношения (МСО 4,8):
a) профессиональный скептицизм и профессиональное суждение
b) этические принципы
c) приверженность интересам общественности

Право:

Базовый уровень - Основы законодательства РФ (тестирование, возможен зачет)

Профессиональный уровень - Правовое регулирование предпринимательской деятельности (письменная работа)

Продвинутый уровень - Квалификационная работа в форме комплексной ситуационной задачи

Техническая компетентность (МСО 2):
g) торговое законодательство и положения (законодательство)
h) информационные технологии

Профессиональные навыки (МСО 3, 8):
a) Интеллектуальные
b) Межличностные и коммуникативные отношения
c) персональные
d) организационные.

Профессиональные ценности, этика и отношения (МСО 4,8):
a) профессиональный скептицизм и профессиональное суждение
b) этические принципы
c) приверженность интересам общественности

Налогообложение:

Базовый уровень - Основы налогового законодательства РФ (тестирование, возможен зачет)

Профессиональный уровень - Налоги и налоговое администрирование (письменная работа)

Продвинутый уровень - Квалификационная работа в форме комплексной ситуационной задачи

Техническая компетентность (МСО 2):
d) Налогообложение
h) информационные технологии

Профессиональные навыки (МСО 3, 8):
a) Интеллектуальные
b) Межличностные и коммуникативные отношения
c) персональные
d) организационные.

Профессиональные ценности, этика и отношения (МСО 4,8):
a) профессиональный скептицизм и профессиональное суждение
b) этические принципы
c) приверженность интересам общественности

Анализ бизнеса:

Базовый уровень - Финансы и финансовый анализ (тестирование, возможен зачет)

Профессиональный уровень - Анализ и оценка эффективности бизнеса (письменная работа)

Продвинутый уровень - Квалификационная работа в форме комплексной ситуационной задачи

Техническая компетентность (МСО 2):
c) Финансы и управление финансами
k) стратегия деятельности и деловое управление
i) деловая и организационная среда
j)экономика
h)информационные технологии

Техническая компетентность (МСО 8):
Экономическая обстановка

Профессиональные навыки (МСО 3, 8):
a) Интеллектуальные
b) Межличностные и коммуникативные отношения
c) персональные
d) организационные.

Профессиональные ценности, этика и отношения (МСО 4,8):
a) профессиональный скептицизм и профессиональное суждение
b) этические принципы
c) приверженность интересам общественности

Риск-менеджмент:

Базовый уровень - не тестируется

Профессиональный уровень - Управление рисками (письменная работа)

Продвинутый уровень - Квалификационная работа в форме комплексной ситуационной задачи

Техническая компетентность (МСО 2):
b) Управленческий учет
f) управление, управление рисками и внутренний контроль

Профессиональные навыки (МСО 3, 8):
a) Интеллектуальные
b) Межличностные и коммуникативные отношения
c) персональные
d) организационные.

Профессиональные ценности, этика и отношения (МСО 4,8):
a) профессиональный скептицизм и профессиональное суждение
b) этические принципы
c) приверженность интересам общественности

Представленный проект базируется на следующих обоснованиях, во-первых, на полном охвате требований МСО МФБ; во-вторых, проведенном Единой аттестационной комиссией сравнительном анализе и использовании лучших международных практик аттестации претендентов в области аудита; в-третьих, учете практики применения профессионального стандарта «Аудитор»; в-четвертых, не противоречит проекту Соглашения ЕврАзЭС в области аудиторской деятельности; в-пятых, обеспечивает преемственность действующего квалификационного экзамена по общему направлению и составу экзаменационных областей аттестации, но с расширением и детализацией каждой из них за счет введения модульности, определения компетенций, проверяемых на экзамене, и степени владения которыми повышается от базового (сертификационного) уровня к профессиональному и продвинутому.

Таким образом, модель компетентностной аттестации аудиторов имеет три уровня:

  • базовый уровень (5 экзаменационных модулей, организованных в форме компьютерного тестирования), на котором предполагается проводить проверку начальных компетенций для входа в профессию (предусматривается система зачетов для претендентов, имеющих профильное образование). АНО ЕАК предлагает рассмотреть возможность выдачи сертификата;
  • профессиональный уровень (6 модулей в форме письменного экзамена), на котором проверяются профессиональные навыки;
  • продвинутый уровень (квалификационная работа), позволяющий комплексно оценить наличие у претендента компетентности быть аудитором, подтвердить его способность владеть профессиональными знаниями, профессиональными навыками, профессиональными ценностями, этикой и отношениями по всем установленным областям знаний. Продвинутый уровень завершает процедуру квалификационной аттестации, после чего претендент имеет право на получение квалификационного аттестата аудитора.

Квалификационная работа предполагает выполнение комплексной ситуационной задачи, на основе которой осуществляется проверка знаний, умений и навыков из всех установленных областей аттестации аудитора в соответствии с компетенциями для третьего уровня сложности. Регламент и шаблон квалификационной работы будет разрабатываться отдельно. Продвинутый уровень потребует от претендента специальной подготовки и опыта практической работы в аудите.

Предложения АНО ЕАК по переводу квалификационного экзамена на новую модель

Для эффективного перехода на новую компетентностно-ориентированную модель квалификационного экзамена аудитора – 2020 считаем необходимым:

  • Определить рамки «переходного» периода – 2 года, в течение которого, при уже вступившей в силу новой модели экзамена претенденты будут иметь возможность досдать оставшиеся модули экзамена по действующему в настоящее время порядку;
  • Установить, что аудиторы, получившие квалификационный аттестат после 01.01.2011 года («единый квалификационный аттестат»), имеют право осуществлять аудиторскую деятельность без ограничений по временному или какому-нибудь иному признаку. Разница между областями знаний покрывается путем прохождения соответствующих курсов повышения квалификации;
  • Установить возможность зачета модулей на базовом и частично на профессиональном уровнях соответствующих международных аттестаций (например, АССА, ACA (ICAEW) и т.п. в соответствии с подписанными соглашениями);
  • Рассмотреть возможность зачета соответствующих модулей на базовом и профессиональном уровнях претендентам – аудиторам, получившим квалификационные аттестаты в странах, входящих в ЕврАзЭС, для всех дисциплин за исключением областей, имеющих национальные особенности (налогообложение и право).

«Единая аттестационная комиссия» (495) 221-39-21     eak@eak-rus.ru и eak-rus.ru

Разработка сайта: Поддержка.рф
Поддержка сайта: Поддержка.рф

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
ок
«Единая аттестационная комиссия» (495) 221-39-21     eak@eak-rus.ru и eak-rus.ru