По вопросам регистрации: (495) 221-39-21 Экзамен для аудиторовПодписка на новости |
Официальный сайт «Единой Аттестационной Комиссии»Обсуждение новой модели квалификационного экзамена 2020.Уважаемые коллеги! На общественное обсуждение предлагается Проект модели квалификационного экзамена 2020 и определение подходов к обоснованию областей аттестации; выбор компетенций, необходимых аудитору; обоснование уровней, модулей и форм проведения экзамена. Просим направлять свои предложения и замечания по проекту на электронный адрес eak@eak-rus.ru до 26 октября 2017 года. Соответствие областей знаний и областей аттестации Раскрытие компетенций по областям аттестации Презентация модели экзамена 2020 Проект модели квалификационного экзамена 2020 Терминологический словарь с учетом специфики аудиторской деятельности Экзамен – это измерение и оценка профессиональной компетентности, достигнутой претендентами в процессе обучения, повышения квалификации и опыта практической работы в сфере аудиторской деятельности в соответствии с установленными законодательством квалификационными требованиями к профессии. Квалификация - совокупность компетенций, характеризующих объем профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также профессиональных ценностей, которыми должен обладать аудитор для выполнения своих профессиональных задач. Компетенция — это комплекс знаний, умений и навыков, представленных в виде уровневого описания требований к претенденту на получение квалификационного аттестата аудитора, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Карта компетенций — документ, в котором определены профессиональные требования к уровню квалификационных характеристик и степени владения ими претендента применительно к выполнению конкретных профессиональных функций. Компете́нтность — наличие достаточных компетенций, необходимых для осуществления аудиторской деятельности на профессиональном уровне, соответствующем установленным требованиям в данном виде деятельности. Уровень аттестации - степень квалификационного соответствия, установленного для проверки освоения областей компетенций по определенным модулям. Область аттестации - область компетенций, которыми должен владеть претендент. Модуль — набор подлежащих освоению компетенций в виде знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать претендент, являющийся составной частью более общей функции. Каждый модуль оценивается отдельно, и в совокупности со всеми модулями одного уровня формирует понимание соответствия претендента установленным требованиям соответствующего квалификационного уровня. Тема – составная часть, детализирующая содержание Программы по области аттестации или модулю. Знания – объекты проверки результатов освоения тем в рамках модулей. На основе знаний вырабатываются умения и навыки, умственные и практические действия, в результате чего формируется компетентность претендента; знания также являются основой нравственных и организационных компетенций и профессиональных суждений. Умение - усвоенный способ выполнения определенных действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. На́выки — опыт применения знаний и умений по установленным областям аттестации аудитора, полученный в процессе осуществления профессиональной деятельности. Общие положения Приоритеты стратегического развития страны в условиях высоких политических и экономических рисков требуют развития аудиторской деятельности в Российской Федерации в направлении повышения общественной значимости данной отрасли и профессии аудитора. В целях повышения качества аудита в России с 2017 года осуществлен переход на Международные стандарты аудита, реализуется государственная задача совершенствования квалификационного экзамена в соответствии с международными стандартами образования МФБ (МСО), а также на основе опыта наиболее признанных аттестационных систем, включающих присвоение квалификации аудитора. Совершенствование квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора связано с постепенным переходом от модели, ориентированной в основном на проверку знаний, к компетентностно-ориентированной модели, и в этой связи на дальнейшее сближение и гармонизацию с зарубежными профессиональными аттестациями, основанными на принципах международных стандартов образования в данной сфере. В основу новой модели положен уровневый, компетентностно - ориентированный подход, основанный на международных стандартах образования в данной сфере и европейских стандартах бизнес-образования. Экзамен также предполагает модульную систему, при которой область компетенций аудитора на каждом уровне аттестации выступает в виде самостоятельного экзаменационного модуля. АНО ЕАК разработаны карты компетенций аудитора на основе международных стандартов образования МСО 1-8 МФБ с учетом требований российского и международного профессионального рынка работодателей и потребителей аудиторских услуг, в том числе, систематизированных в профессиональном стандарте «Аудитор». АНО ЕАК определены области аттестации аудитора, исходя из принципов соответствия областям знаний, установленным Советом по аудиторской деятельности Минфина России, рекомендациям МСО МФБ, а также оптимальности затрат на организацию и проведение экзамена и финансовой возможности для претендентов. Экспертами – разработчиками АНО «ЕАК» выделены уровни аттестации, на каждом уровне предложен состав модулей проверки и оценки технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, а также формы их оценки и распределение проверяемых компетенций. Обоснование подхода к описанию компетенций аудитора При выборе способа описания компетенций аудитора, в первую очередь, учитывалась поставленная цель обеспечения соответствия квалификационного экзамена международным стандартам образования в данной сфере и проведена граница между двумя разными процессами: обучением и оценкой. В соответствии с МСО 5 оценка – это измерение профессиональной компетентности, развитой через обучение и развитие. Были проанализированы подходы, приведенные в МСО, и практика описания компетенций, используемая в международных квалификациях. В частности, в МСО 2-4 применяется принцип указания результатов обучения по каждой из областей аттестации через описание совокупности действий. Соответственно, в международных квалификациях описание основных знаний и навыков также производится в совокупности через способность к конкретным действиям на практике (АССА, ICAEW, CIMA). Данный подход изначально нацелен на демонстрацию умений и навыков претендентов. Для нового экзамена взяты за основу принципы МСО и, соответственно, использован способ описания компетенций как знаний, умений и навыков в совокупности, без выделения отдельных составляющих, в отличие от образовательных программ, где виды компетенций конкретизированы (отдельно знания, умения, навыки), и детализированы. Например, вузы в учебных планах образовательных программ расшифровывают отдельно знания, умения и навыки для отслеживания взаимосвязи теоретической и практической составляющих программы обучения. Таким образом, при разработке карт компетенций были учтены результаты обучения по областям аттестации, приведенные в МСО 2-4, а также МСО 8 в разрезе технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений. Для целей квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора эти компетенции были детализированы и углублены. Кроме того, МСО допускают расширение результатов обучения и установление дополнительных компетенций в зависимости от специфики выполняемой деятельности. При описании компетенций использовался и опыт международных квалификаций. Подход к выделению уровней аттестации Приближение к международным квалификациям и ориентир на компетентностную оценку претендентов предполагает решение вопроса об установлении уровней квалификации в рамках экзамена. В частности, в МСО описаны три уровня профессиональной квалификации в зависимости от роли и специализации профессионального бухгалтера:
Предлагаемые уровни отличаются задачами, решаемыми на каждом уровне, полномочиями и ответственностью. Аналогично в преобладающем большинстве международных квалификационных систем также предусмотрен не один, а несколько уровней аттестации. Предлагаемая модель, базируясь на описанных выше принципах, предусматривает 3 уровня аттестации (таблица 1). Таблица 1
При описании компетенций и уровней экзамена помимо международной практики, учитывались положения профессионального стандарта «Аудитор» в части распределения полномочий и ответственности между работниками, имеющими и не имеющими квалификационный аттестат аудитора в части требований к знаниям и умениям в зависимости от уровня квалификации специалиста. В профессиональном стандарте «Аудитор» описаны 3 уровня компетентности работников аудиторским компаний: 4 – Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью; 6 - Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью; 7 - Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий. Таким образом, и в профессиональном стандарте «Аудитор» заложена трехуровневая иерархическая система профессиональных требований работодателей к компетентности аудиторских кадров. Модульная структура экзамена по уровням аттестации В таблице 2 представлен проект модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, включающей 6 экзаменационных областей аттестации. Вопросы профессиональных ценностей, этики и отношений интегрированы во все области аттестации, в каждый экзаменационный модуль и на каждом уровне. Наличие нескольких уровней аттестации означает поэтапный (уровневый) подход к оценке глубины знаний и умений по различным областям аттестации и модулям. Для понимания разницы между уровнями используются отличные названия модулей, относящихся к одной области аттестации, в зависимости от уровня экзамена, а также уточнения компетенций для разных уровней в разрезе различных модулей. Таблица 2 Области аттестации аудитора, перечень модулей по уровням аттестации, формы экзамена (проект)
Представленный проект модели экзамена разработан с учетом рекомендаций, сформулированных в проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренном Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 года (Протокол № 23), Дорожной карты «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов» (пункт 7.3 Совершенствование порядка подготовки отдельных специалистов финансового рынка). Кроме того, в них учтены комментарии, полученные в ходе профессионального обсуждения в период с ноября 2016 года по настоящее время. В таблице 3 представлена увязка модели квалификационной аттестации аудиторов с МСО МФБ. Таблица 3 Проект модели квалификационной аттестации аудиторов-2020 по областям аттестации и его увязка с МСО МФБ
Представленный проект базируется на следующих обоснованиях, во-первых, на полном охвате требований МСО МФБ; во-вторых, проведенном Единой аттестационной комиссией сравнительном анализе и использовании лучших международных практик аттестации претендентов в области аудита; в-третьих, учете практики применения профессионального стандарта «Аудитор»; в-четвертых, не противоречит проекту Соглашения ЕврАзЭС в области аудиторской деятельности; в-пятых, обеспечивает преемственность действующего квалификационного экзамена по общему направлению и составу экзаменационных областей аттестации, но с расширением и детализацией каждой из них за счет введения модульности, определения компетенций, проверяемых на экзамене, и степени владения которыми повышается от базового (сертификационного) уровня к профессиональному и продвинутому. Таким образом, модель компетентностной аттестации аудиторов имеет три уровня:
Квалификационная работа предполагает выполнение комплексной ситуационной задачи, на основе которой осуществляется проверка знаний, умений и навыков из всех установленных областей аттестации аудитора в соответствии с компетенциями для третьего уровня сложности. Регламент и шаблон квалификационной работы будет разрабатываться отдельно. Продвинутый уровень потребует от претендента специальной подготовки и опыта практической работы в аудите. Предложения АНО ЕАК по переводу квалификационного экзамена на новую модель Для эффективного перехода на новую компетентностно-ориентированную модель квалификационного экзамена аудитора – 2020 считаем необходимым:
«Единая аттестационная комиссия» (495) 221-39-21 eak@eak-rus.ru и eak-rus.ru
|
Разработка сайта: Поддержка.рф
Поддержка сайта: Поддержка.рф